Приветствую Вас, Гость

 

 
Нейропсихология.
___________________________________________
 
Нейропсихология - это отрасль клинической психологии, находящаяся на стыке таких дисциплин, как неврология, физиология и психология.
Нейропсихология изучает связь мозга и психических процессов (мышление, память, внимание, ощущения, восприятие, воображение), их мозговую организацию.
 
В последнее время детская нейропсихология переживает свой расцвет, что связано с возросшей потребностью общества в возможностях этих специалистов.
Ухудшение экологической ситуации и высокий уровень медицины приводит к рождению ослабленных детей, а дальнейшее повальное раннее обучение ребенка в ущерб его естественным потребностям  ведет за собой нарушенное психическое развитие, неравномерное развитие психических функций. Как следствие - различные поведенческие нарушения, трудности освоения школьной программы, отсутствие желания учиться у умных, "развитых" детей. (Характерная жалоба родителей: "Ему не интересно, он уже все это знает. Может быть, ему надо усложненную программу?")
При этом катастрофически возрастает количество детей с дислексией (нарушение чтения), дисграфией (нарушения письма), детей импульсивных, быстро устающих и нас "не слышащих".
 

 

Кто такой нейропсихолог?
___________________________________________
 

Нейропсихолог - это не врач, это психолог, работа которого основывается на знании и учете закономерностей развития нервной системы ребенка.

В процессе работы нейропсихолог проводит диагностику актуального уровня сформированности психических функций ребенка, выявляет "проседающие" функции, определяет какие области мозга недостаточно созрели для выполнения "своих обязанностей", выделяет зону ближайшего развития ребенка.

На основании диагностики строится коррекционная программа. Коррекция происходит не медикаментозно, а путем специально подобранных физических упражнений (сенсомоторная коррекция). По своему действию эта коррекция оказывает стимулирующее действие на развитие мозга ребенка, являясь своего рода немедикаметнозным аналогом ноотропов (пантогам, пантокальцин, энцефабол и т.д.). 

Упражнения сенсомоторной коррекции включают дыхательные упражнения, упражнения для активизации и нормализации тонуса мышц, упражнения для развития межполушарного взаимодействия, формирования базовых сенсомоторных взаимодействий, растяжки, глазодвигательные упражнения. Сенсомоторная коррекция включает в себя 4 этапа формирования движения. 

Занятия сенсомоторной коррекцией происходят в зависимости от ребенка индивидуально или в группе.

Продолжительность занятия 45-50 минут. Регулярность встреч в зависимости от ребенка 1-2 раза в неделю. Общая протяженность курса зависит от возраста и особенностей ребенка и занимает от 9 месяцев до 18 месяцев. 

После каждого этапа сенсомоторной коррекции проходит диагностика ребенка и решается вопрос о продолжении коррекционной программы, ее изменении или перерыва в коррекции.

При необходимости дополнительно с ребенком проводятся занятия направленные на целенаправленное развитие пространственных представлений, фонетико-фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, речи, мышления.

Также по результатам нейропсихологической диагностики проводится консультация родителей по вопросам развития ребенка, взаимодействия с ним с учетом особенностей его нервной системы.

 

 

 

Еще о работе нейропсихолога.

 
Родители детей 4-12 лет, приходящие ко мне на прием по рекомендациям невролога, логопеда или педагога, часто спрашивают, кто такой нейропсихолог и чем он отличается от невролога и психолога.
 
Нейропсихолог занимается развитием и коррекцией психических процессов с учетом их мозговой организации. Особенно это актуально для растущего, формирующегося мозга. В это время идет активное образование новых связей между различными областями мозга и, таким образом, возраст с 4 до 12 лет, а особенно с 4 до 9 лет, наиболее удачен для обучающих и корректирующих занятий.
 
Если у Вашего ребенка существуют сложности в поведении или в обучении, то их коррекция именно в возрасте 4-9 лет будет наиболее эффективной и обеспечит прочный фундамент для его будущего. Если же время упущено, то ставшие привычными неверные стереотипы поведения помноженные на сложности в обучении и общении, будут тянуть за собой эмоциональные проблемы ребенка, и, с большой долей вероятности, будут с трудом поддаваться коррекционной работе.
 

 

 
Показания к консультации нейропсихолога.
___________________________________________
 
Консультация нейропсихолога необходима, если наблюдались следующие сложности: 
 
- нарушения течения беременности (например, токсикоз, угроза прерывания, отеки, анемия, мало- или многоводие),
- нарушения течения родов (роды до 39 или после 40 недели, вес ребенка менее 3000гр, стимуляция родовой деятельности, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение, обвитие пуповиной, асфиксия или гипоксия);
раннее или позднее развитие ребенка до года, ранний отказ от дневного сна, нарушение засыпания или беспокойный сон, гипо- или гипертонус, нарушения речевого развития, моторная неловкость, трудности мелкой моторики;
быстрая утомляемость или возбудимость ребенка, частые «простуды», аллергия, бронхиальная астма, головные боли, проблемы желудочно-кишечного тракта, аутистические проявления;
острые страхи (кроме возрастных страхов), резкие перепады настроения, бурные эмоциональные реакции;
сложности школьной адаптации, плохое чтение (дислексия), плохой почерк, обилие грамматических ошибок (дисграфия), трудности счета (дискалькулия), непонимание условий задач, «глупые» ошибки «по невнимательности», неровная учеба (то 5, то 2), трудности усвоения понятий право-лево, нарушение звукопроизношения;
неусидчивость, невнимательность, трудности в общении со сверстниками, неумение организовать свою деятельность, медлительность, случаи «выпадения» из действительности («ребенок меня как будто не слышит).